ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЭКТ МИНИСТЕРСТВА МАГИИ ДЛЯ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ ШКОЛ КОЛДОВСТВА
Кабинет Эстетики
Нью-Хогвартс Главная Слизерин
  Кабинет Сова
 
Теории происхождения искусства. 1 лекция  

 

Здравствуйте дорогие студенты второкурсники. Сегодня мы начинаем с вами изучение важного, для любого образованного мага предмета. Мы будем с вами говорить об искусстве. В основном искусстве изобразительном. Вы спросите меня, какая связь между искусством и магией? Что в нем магического? Ответа на этот вопрос я вам не дам)). Зато, познакомлю вас с самыми важными достижениями людей в этой области, а уж потом, вы сами ответите себе на этот странный и важный вопрос.

Первоначально слово-искусство означало особое мастерство в чем либо -"искусство войны", "искусство жить". Как правило искусством мы называем такую сферу мастерства человека, в котором создаются произведения имеющие эстетическую ценность большую, чем ценность практическая. И отличаются как от творений природы, так и от продуктов ремесленной деятельности человека-орудий , предметов быта и так далее. Грань эта весьма нечеткая , но в искусстве нам чаще придется прибегать к воспириятию и интуиции, чем к четким определениям и непререкаемым аксиомам.

Сегодня мы поговорим о теориях возникновения искусства.

    Основных теорий несколько и мы их рассмотрим одну за другой. Итак выделим 4 основных предположения на этот счет.

    1. Теория магического происхождения искусства.
    2. Теория эротического происхождения.
    3. Теория игры.
    4. Теория прагматизма (пользы).

     

    Магическая теория

    Согласно магической теории, разработанной и созданной в трудах С.Рейнака, корни искусства лежат в магических обрядах. А главными магическими обрядами древности были конечно же обряды связанные с удаче в охоте. Эта теория представляет нам изображения животных пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства--как несущие прежде всего магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов исполняющих ритуал-шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства --несло на себе отпечаток гораздо более важнго действа-самого магического обряда.

    Петроглиф с изображением шамана Алтайская шаманка во время камлания (1928 год)

    Теория эротического происхождения искусства.

    Возникла под влиянием работ писхоаналитиков начала 20 века Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Приверженцы этой теории рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, "снов наяву", а художественное тврочество--выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение. Действительно, многие сюжеты первобытного творчества задевают 3 важнейшие темы человеческого эротизма-половой акт, материнство и смерть. А сами сюжеты в вариациях до сих пор воиспроизводятся маглами 5-10 лет на заборах, стенах домов и на собственных учебниках, совершенно не отдавая себе отчет, что этим они повторяют действия своих древних, более простых и малоинтеллектуальных предков)). Приверженцы этой теории усматривают в ритмичных узорах первобытности подсознательный эротизм, а практически в любом изображении-символ половых органов .Я не скажу что эта теория полностью не верна. Видимо здесь есть какая то часть истины. Самая частая ошибка теоретиков всех мастей---это сделать свою теорию всеобьемлющей, даже если она затрагивает только часть реальности.

    Теория игры.

    Обычно эту теорию называют теорией Шиллера-Спенсера. Действительно она изложена в работах по эстетике Фридриха Шиллера, известного мыслителя и писателя романтика 18 го века. В основу этой теории положены два основания.

    Во первых-игра это всегда подражание. Во вторых-игрой-называют деятельность связанную с избытком силы, которая не направляется на конкретные цели а выражается свободно. В какой то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Шиллер называл игру--вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное от выживания время--его сила начала проявляться в творчестве-эстетически. Действительно, до сих пор, для того , чтобы творить необходимы эти условия-свободное время и неизрасходованные силы. Эта теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и приятную--свободного созидания.Самые ранние образцы творчества-отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер.

    Теория прагматизма.

    Приверженцы этой теории считают ,что создание первых произведений искусства-- преследовало четкие социальные цели. Общение, обьединение общины , познание мира, передачу информации от взрослым детям об окружающем мире. То есть-все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени.

    Итак , звонок. Мы рассмотрели сегодня основные теории происхождения изобразительного искусства.

    Задание будет небольшим. Напишите мини сочинение в 10-12 строк , в котором рассмотрите, какую из теорий вы считаете более всего соотвествующей представлениям магов и почему. Максимальная оценка-15 баллов.

    Тема доклада---разберите подробнее любую из 4 представленных теорий. Обьем-не менее печатной страницы шрифтом 10-12

Лекции
1 Лекция
2 Лекция
Школа Магии Нью Хогвартс
  Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz