Здравствуйте дорогие
студенты второкурсники. Сегодня мы начинаем с вами изучение
важного, для любого образованного мага предмета. Мы будем
с вами говорить об искусстве. В основном искусстве изобразительном.
Вы спросите меня, какая связь между искусством и магией?
Что в нем магического? Ответа на этот вопрос я вам не дам)).
Зато, познакомлю вас с самыми важными достижениями людей
в этой области, а уж потом, вы сами ответите себе на этот
странный и важный вопрос.
Первоначально слово-искусство означало особое
мастерство в чем либо -"искусство войны", "искусство
жить". Как правило искусством мы называем такую сферу
мастерства человека, в котором создаются произведения имеющие
эстетическую ценность большую, чем ценность практическая.
И отличаются как от творений природы, так и от продуктов
ремесленной деятельности человека-орудий , предметов быта
и так далее. Грань эта весьма нечеткая , но в искусстве
нам чаще придется прибегать к воспириятию и интуиции, чем
к четким определениям и непререкаемым аксиомам.
Сегодня мы поговорим о теориях возникновения
искусства.
Основных теорий несколько и мы их рассмотрим одну за
другой. Итак выделим 4 основных предположения на этот
счет.
-
Теория магического происхождения искусства.
-
Теория эротического происхождения.
-
Теория игры.
-
Теория прагматизма (пользы).
Магическая теория
Согласно магической теории, разработанной
и созданной в трудах С.Рейнака, корни искусства лежат в
магических обрядах. А главными магическими обрядами древности
были конечно же обряды связанные с удаче в охоте. Эта теория
представляет нам изображения животных пораженных стрелами,
которые являются частыми среди памятников первобытного искусства--как
несущие прежде всего магическую цель-принесение удачи, привлечение
добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения
создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много
информации для мага. Кроме изображений животных мы видим
частое изображение самих магов исполняющих ритуал-шаманов.
По этой теории именно шаманы были первыми художниками и
музыкантами, а произведения искусства --несло на себе отпечаток
гораздо более важнго действа-самого магического обряда.
 |
 |
Петроглиф с изображением шамана |
Алтайская шаманка во время камлания (1928
год) |
Теория эротического происхождения искусства.
Возникла под влиянием работ писхоаналитиков
начала 20 века Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Приверженцы
этой теории рассматривают действие произведений искусства
как действие фантазий, "снов наяву", а художественное
тврочество--выражение преломленного эротического желания
и приносящее косвенное удовлетворение. Действительно, многие
сюжеты первобытного творчества задевают 3 важнейшие темы
человеческого эротизма-половой акт, материнство и смерть.
А сами сюжеты в вариациях до сих пор воиспроизводятся маглами
5-10 лет на заборах, стенах домов и на собственных учебниках,
совершенно не отдавая себе отчет, что этим они повторяют
действия своих древних, более простых и малоинтеллектуальных
предков)). Приверженцы этой теории усматривают в ритмичных
узорах первобытности подсознательный эротизм, а практически
в любом изображении-символ половых органов .Я не скажу что
эта теория полностью не верна. Видимо здесь есть какая то
часть истины. Самая частая ошибка теоретиков всех мастей---это
сделать свою теорию всеобьемлющей, даже если она затрагивает
только часть реальности.
Теория игры.
Обычно эту теорию называют теорией Шиллера-Спенсера.
Действительно она изложена в работах по эстетике Фридриха
Шиллера, известного мыслителя и писателя романтика 18 го
века. В основу этой теории положены два основания.
Во первых-игра это всегда подражание. Во вторых-игрой-называют
деятельность связанную с избытком силы, которая не направляется
на конкретные цели а выражается свободно. В какой то степени
эта теория является теорией свободы, свободного творчества.
Шиллер называл игру--вхождением человека из сферы необходимости
в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное
от выживания время--его сила начала проявляться в творчестве-эстетически.
Действительно, до сих пор, для того , чтобы творить необходимы
эти условия-свободное время и неизрасходованные силы. Эта
теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом
человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и
приятную--свободного созидания.Самые ранние образцы творчества-отпечатки
пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность
и игровой характер.
Теория прагматизма.
Приверженцы этой теории считают ,что создание
первых произведений искусства-- преследовало четкие социальные
цели. Общение, обьединение общины , познание мира, передачу
информации от взрослым детям об окружающем мире. То есть-все
эти произведения созданы для конкретных социальных целей
данного племени.
Итак , звонок. Мы рассмотрели сегодня основные
теории происхождения изобразительного искусства.
Задание будет небольшим. Напишите мини сочинение
в 10-12 строк , в котором рассмотрите, какую из теорий вы
считаете более всего соотвествующей представлениям магов
и почему. Максимальная оценка-15 баллов.
Тема доклада---разберите подробнее
любую из 4 представленных теорий. Обьем-не менее печатной
страницы шрифтом 10-12