Мы
находимся близ местечка Монтиньяк, на юго западе Франции, подтягивайтесь
ближе, мы уже перенеслись. Мы находимся в Большом Зале грота Ласко,
который называют "Сикстинской Капеллой палеолита", хотя, смотрите
и сравнивайте сами, если конечно есть с чем. По иронии хронологии самые
мощные памятники мы всетречаем именно в начале нашего пути от культуры
к культуре. Однако. Давайте просто посмотрим, помолчим и прислушаемся.
Мир
золотистой охры, движения, бешеного ритма, гонки, смерти, рождения.
Слушайте и смотрите.
Осмотр
пещеры мы начинаем с так называемого Большого зала, где находятся изображения
быков, оленей и выполненные золотистой охрой рисунки скачущих лошадей.
Во втором помещении своды украшены колоритными головами баранов и оленей,
изображением большой черной коровы. А в третьей части пещеры внимание
привлекает уникальная для палеолитического искусства сцена охоты на
бизона.
Мы
видим сотни фигур, обведенных темными контурами, желтых, красных, коричневых,
писанных охрой, сажей и мергелем, украшают стены пещеры Ласко: головы
оленей, образующие поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади,
быки, бизоны, носороги, почти в натуральную величин. На стенах грота
находится около 2000 изображений животных,переплетенных с точками, геометрическими
фигурами, символическими обозначениями звездного первобыного неба. Всяпещера
есть Большое Магическое действо--один из самых мощных ритуальных памятников
далекой древности. Древняя непостижимая мощная магия.
В
одной сцене, которая находится на стене глубокого колодца присутствует
фигура человека. Сцена вызвала разные попытки объяснения, одну из которых
можно условно назвать коррида. Единоборство человека и Рока. Человек
и Бык. Человек и Природа. Действо.
Охота
на дикого быка всегда была очень опасным делом, требующим полной мобилизации
физических и моральных сил охотника, его ловкости, молниеносной реакции
и тщательно отработанной "технологии", которой по-видимому
обучали мальчиков с раннего детства, доводя необходимые навыки и магические
и охотничьи приемы до автоматизма. Охотник не мог рассчитывать ни на
длительное единоборство, ни на спасение бегством в случае неудачи: слишком
неравными были физические силы. Поэтому ему было необходимо поразить
быка чуть ли не одним-единственным первым и последним точным ударом.
Если же удар не достигал цели или был недостаточно сильным, разьяренный
бык бросался на охотника, и судьба последнего могла зависеть только
от быстрых ног или от удачно подвернувшегося дерева, на котором можно
было бы отсидеться. На ровном месте гибель охотника становилась почти
неизбежной.
Мощь древней магии более всего отражает фигура первобытного Быка. динственный
шанс выжить--точный рассчитанный удар. Магический удар, Иначе Природа
тебя сомнет в своей большой машине выживания. Действо Пртивостояния.
смерти. Воли. Воля-есть маг. Пртивопоставление воли мага-природе есть
действо. Мы явно слышим Запах смерти и запах древней магии. Мы видим
перед собой не плод фантазии первобытного художника, и не один конкретный
ритуал. Мы видим магический и эстетический опыт многих поколений. Община
-это единство, у нее одна память на многие поколения, один опыт, одна
воля. Смотрите и слушайте. Искусство, которое создает ощущение мощи
и силы, большого обьема мы называем--монументальным. Монументализм и
Сила--главные признаки искусства палеолита.
Побродите
по пещере и рассмотрите изображения. Отметьте себе сочетание живописных
приемов--многоцветной охры-и графических--точки, силуэты. Отметьте себе
характер изображений--мощь, движение. Никакой иронии и никакой двусмысленности--чистая
древняя магия силы. Раненые бизоны с вонзенными в них дротиками или
гарпунами; умирающие хищники, у которых из раскрытой пасти льется кровь;
мамонт попавший в ловчую яму . Изображения человека -редки, и только
отдельный элемент в Большом Действе Природы.
можете
разойтись по пещере
в сопровождении старост. Запоминайте и записывайте свои впечатления.
Рассмотрите наскальные рисунки и прислушайтесь к их магии.
Я
жду вас через пол часа в этом зале, и мы вернемся в лекционную
аудиторию